О тонкостях работы тренера

Опубликовано: 26.05.2017

«Наша зарплата рассчитана так, чтобы тренер всегда был в форме: ни грамма лишнего». О тонкостях работы рассказал МС по дзюдо и самбо

1


Мы продолжаем рубрику «Есть такая профессия», в которой мы, беседуя с жителями Новополоцка и Полоцка, узнаем о подводных камнях той или иной профессии. Сегодня под прицелом работа спортивным тренером.

О тонкостях тренерской профессии, и благодарная ли это работа – преподавать детям, мы интересовались у тренера по дзюдо Александра Тимощика. Он на протяжении девяти лет обучает детей основам дзюдо в спортивных школах города Новополоцка и Полоцка и имеет звание мастера спорта по дзюдо и самбо.

Помните ли вы тот момент, когда решили стать тренером? Как принималось это решение, и почему именно тренерская работа?

– Да, помню, это было в Бобруйске, там я начинал тренироваться. Я учился тогда в 8 классе, и после тренировки Жуковец Нона Николаевна (это мой первый тренер) и часть нашей группы шли на троллейбусную остановку.

Выбрав профессию тренера - я выиграл в лотерею.

Нона Николаевна спросила, кем бы мы хотели стать. Немного подумав, я ответил: «как вы – тренером». На тот момент и по сей день - она, как и все тренеры, которые оказали влияние на формирование моей личности, остаётся неоспоримым авторитетом!

После того как мечта о тренерской профессии была произнесена вслух, все стало складываться положительным образом для её осуществления. Поступив в НГУОР и начав тренироваться у Фандо Артура Григорьевича, я понял, что все может получиться.

Выбрав профессию тренера, я выиграл в лотерею. Мне выпала огромная честь называть Панкратьева Владимира Михайловича своим тренером, и иметь счастье общаться с ним и делиться своими мыслями, идеями и впечатлениями! Общение с Владимиром Михайловичем ещё больше усилило и укрепило моё желание и стремление обрести профессию педагога, тренера.

 

2

Тренировка в центре "Африка" (Новополоцк)

Пытался ли кто-нибудь из знакомых и родственников отговорить? Например, предупреждали, что тренерские зарплаты небольшие?

– Особо не припомню, чтобы кто-то переубеждал или отговаривал. Я бы даже сказал, наоборот, близкие люди поддерживали и всячески помогали.

А по поводу зарплаты я ещё с детства знал, что её размер рассчитан так, что бы начинающий тренер был всегда в спортивной форме - ни грамма лишнего (смеётся).

Расскажите о первых годах тренерской работы? Что было сложно, что легко?

– Первые годы были очень интересными и разнообразными. И это ещё один положительный момент этой работы – нет одинаковых дней: что ни день, то новые эмоции и впечатления! Запомнились первые наборы спортсменов, первые выезды на соревнования и в спортивные лагеря.

 

3

 

Говорят, что работать с детьми – неблагодарная работа. Вы согласны с этим?

– Это очень интересный вопрос, над которым нужно порассуждать. Скажу так, все люди абсолютно разные, поэтому и бывает по-разному.

Но прелесть тренерской работы в том, что происходит естественный отбор. Со временем отсеиваются люди (спортсмены), которые не разделяют взглядов коллектива (группы), а основу и порядок в этом коллективе закладывает тренер, как закладывает строитель фундамент для последующего сооружения. И насколько этот фундамент будет прочным, столько и продержится сооружение.

Есть выражение: «Под каждого тренера найдётся свой ученик». Правда бывают исключения, ещё раз повторюсь, все зависит от людей.

Были ли забавные истории с вами и вашими воспитанниками на тренировках? Может что-то запомнилось?

– Каждая тренировка это забавная история! Особенно, если дело касается маленьких дзюдоистов. Их искренность, непосредственность и прямота не может оставить без улыбки. С ними можно говорить на различные темы, и, поверьте, иногда они могут поразить своими рассуждениями.

Например, история:
Как-то раз спрашиваю у ученика (1 класс):
- Глеб! Ты почему пропускал тренировки!?
- Я был в отпуске! – отвечает мне Глеб и добавляет. – А, что? Я имею право на отпуск!
Все это было сказано так серьёзно, что у меня к нему больше не осталось вопросов.

 

4

 

Как вы сами попали в спорт?

– В спорт меня привёл мой лучший друг, с которым мы и по сей день дружим, это Александр Ивонин.
Мы были одноклассниками. В 5-ом классе он меня уговорил посетить секцию, в которую ходил сам. Я долго упирался, но благодаря его настойчивости и авторитету, спустя 20 лет, я с удовольствием отвечаю на Ваши вопросы! Хочу добавить, что после того как я встал в спортивный строй, многое в моей жизни изменилось к лучшему.

Люди не встречаются случайно, случайных людей в мире нет. Мой друг указал мне направление.

 

5

 

Какими чертами характера и навыками, на ваш взгляд, должен обладать идеальный (или не очень) тренер?

– Идеальных нет, но стремиться к этому необходимо. Все мои тренеры обладают идеальными качествами, и в то же время все абсолютно разные. Основное – это при любых обстоятельствах оставаться человеком и любить людей.

Бывали ли сложные дни, когда хотелось всё бросить и уйти?

– Дней сложных очень много. Они складываются в месяцы, а месяцы в годы. Но ни разу не посещала мысль отступить. Наоборот, это подстегивает к новым идеям и решениям. Есть проблема – необходимо решить её. Решение – это новая победа, а от победы получаешь удовольствие. Так и живём.

Если бы не тренерская работа, какую профессию вы хотели выбрать в жизни?

– Что-нибудь связанное с приключениями.

Какую профессиональную мечту вы вынашиваете? Чего хотите добиться в рамках своей профессии?

– Продолжить поддерживать традиции своих наставников и ещё больше укрепить позиции нашей школы дзюдо на мировой арене.

6

На фото: Александр Тимощик с ученицами